Ансамбль П. Клодта на Аничковом мосту. |
Продолжая свои меценатские традиции, в начале 2000
года "БАЛТОНЭКСИМ БАНК" принял решение о финансировании реставрации
одного из шедевров мирового искусства скульптурного ансамбля П. Клодта
на Аничковом мосту "Укрощение коня". Природа этого решения проста:
во-первых, сам ансамбль символизирует покорение человеком стихии,
а как известно, "БАЛТОНЭКСИМ БАНК" "Стихии неподвластен!"; во-вторых,
скульптуры находятся в самом центре города и всем горожанам и гостям
Петербурга будет приятно увидеть памятник после реставрации во всем
великолепии; в-третьих, "Укрощение коня" - это жемчужина мирового
искусства, красоту которой хочется донести до потомков.
По задумке Петра Санкт-Петербург должен был стать Северной Венецией.
Мостов при Петре не строили, и все жители передвигались через многочисленные
реки и каналы на лодках. В начале восемнадцатого века необходимость
создания мостов для дальнейшего развития города становится насущной
необходимостью. Первым мостом в Петербурге был "Петровский" на речке
Ждановке, он соединял Петроградскую сторону с крепостью. После него
было выстроено еще три моста на Фонтанке. Уже к 1739 году в Петербурге
было уже 40 мостов.
Одним из первых в 1715 году на Фонтанке построили Аничков мост. Название
он получил от примыкавшей к нему Аничковой слободы, построенной подполковником
М.О.Аничковым. Это был деревянный мост, в 1726 году его переделали
в подъемный, и он долгое время служил караульным местом, где проверяли
паспорта у лиц въезжающих в столицу.
В царствование Екатерины II, Аничков мост был уже каменным, в два
свода, между сводами была подъемная часть с четырьмя колоннами и восьмью
фонарями, его строительством занимался генерал Модерах, который позднее
стал пермским губернатором.
При восшествии на престол Николая I был задуман проект украшения пристани
Адмиралтейства скульптурами "Укрощение коней". Разработка проекта
была поручена П.Клодту.
Петр Карлович Клодт сын генерала, участника Отечественной войны 1812
года, родился в Петербурге в 1805 году. Способности к скульптуре проявились
у него в раннем возрасте, но только в 1828 году он начинает посещать
Академию художеств в качестве вольнослушателя. Первой ответственной
работой Клодта было исполнение в 1833 году колоссальных моделей коней
для скульптурной группы, венчающей Нарвские триумфальные ворота. Предвосхищая
знаменитые конные группы на Аничковом мосту, кони Нарвских ворот отличаются
большой живостью, легкостью движений и показывают превосходное знание
скульптором анатомии лошади. В противоположность могучим коням на
арке Главного штаба, которые устремляются вперед почти параллельно
друг другу, шестерка коней Клодта представлена как бы останавливаемой
на всем скаку, с более легким веерообразным разворотом коней в пространстве,
с учетом, что Нарвские триумфальные ворота стояли в то время посередине
незастроенной территории.
В 1832 году Клодт приступил к работе по украшению пристани Адмиралтейства,
но испытывал неудовлетворенность избранным императором Николаем местом
установки. Сделав макет Аничкова моста со скульптурами, Клодт сумел
убедить императора установить их на мосту. В этих прославленных группах
скульптор последовательно изобразил различные стадии укрощения необъезженного
коня. Общая тема этих произведений может быть определена как борьба
воли разума человека со стихийными силами природы. Поверженный наземь
при первой попытке обуздать животное, человек, в конечном счете, все
же становится победителем. В последней по замыслу группе он уверенно
выступает рядом с подчинившимся ему конем.
К отливке первых двух групп "Укрощение коня" в 1836 году приступил
Василий Петрович Екимов, которому русское искусство обязано отливкой
многих творений величайших мастеров русской скульптуры (Шубина, Козловского,
Мартоса, Щедрина, Прокофьева и других). В 1838 году Екимов умер, и
его смерть временно прервала начатую работу. Достойным преемником
Екимова стал Клодт, назначенный руководителем литейных мастерских
Академии художеств. В лице Клодта мы видим редкий пример, когда видный
скульптор одновременно является и опытным специалистом по литейному
делу. В ноябре 1841 года две скульптурные группы установлены на западных
устоях Аничкова моста (со стороны Адмиралтейства). На восточных были
установлены аналогичные, но из гипса, окрашенного под бронзу. Окончание
работ этого скульптурного ансамбля несколько затянулось, ваятель дважды
повторял скульптуры в бронзе, но император отравлял их в подарок то
прусскому королю в Берлин, то в Неаполь - королю обеих Сицилий. При
необходимости в третий раз отливать одни и те же модели Клодт решил
развить тему и конец сделать началом. Он выполнил две скульптуры с
новым замыслом - начало попытки обуздать коня.
С тех пор, скульптурный комплекс Аничкова моста по оригинальности
замысла, выразительности, мастерству исполнения не имеет равных в
мировой истории монументальной пластики.
Как известно, когда памятник установлен встает вопрос о его сохранности.
Сведений о реставрации скульптур в дореволюционные годы не имеется.
В 1936 году на бронзовой поверхности обнаружены трещины и проводилась
их заделка.
В период Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года две скульптуры
сняты с постаментов, а в июле 1942 года оставшиеся две. Все скульптуры
были укрыты в котлованах, вырытых в саду Дворца пионеров (Аничков
Дворец).
В июне 1945 года всего за одну ночь скульптура поднята из котлованов,
расчищена от земли, промыта бензином и установлена на мосту. При этом
обнаружены трещины на бронзовых плитах и разрывы уздечек.
В период до 1973 года проводилось наблюдение за состоянием патины
и в этот год произведена реставрация, в ходе которой были ликвидированы
разрывы уздечек, трещин на плинтах и выполнено восстановление утрат
патины бронзы, другими словами на поверхности скульптур появился искусственный
слой патины. Однако уже к 1975 году стало ясно. Что искусственное
патинирование не прижилось на поверхности скульптур, появились неровности,
матовые пятна, "хлопья серого цвета". Неоднородность пятен, преобладающая
серая гамма лишили скульптуры образной выразительности, ощущения материала
и виртуозности пластической проработки.
У специалистов петербургского Музея Городской скульптуры серьезную
озабоченность вызывает появление трещин на поверхности бронзы, ржавых
потеков, сильное загрязнение и воздействие вибрационных нагрузок,
под влиянием которых одна из скульптур рискованно накренилась в сторону
Фонтанки.
Предстоящая реставрация была запланирована специалистами уже более
двадцати лет назад, а в городских условиях бронзовая скульптура требует
ухода каждые десять лет. Соответственно, реставрация крайне необходима,
а состояние скульптур на сегодняшний день вызывает тревогу не только
у специалистов, но и у случайных прохожих, удивляющихся появлением
на теле коней "серых яблок".
Кроме того, сотрудники "Фонда поддержки культуры "БАЛТОНЭКСИМ БАНКа"
оценили по высшему уровню существующие методики научной реставрации
произведений монументального искусства, находящихся в условиях городской
среды, позволяющие качественно решить проблемы именно сохранения бронзовых
скульптур.
Для проведения качественной защиты бронзы, для сохранения окружающей
среды города от стоков отработанной воды и технических смывок решено
проводить работы в условиях мастерской, то есть с демонтажем скульптур
и последующей установкой на мосту.
Скульптуры П.Клодта второй раз за свою историю покидают постаменты
на Аничковом мосту. Первый раз это случилось во время Великой Отечественной
войны в 1941 году, когда их для сохранности от фашистских бомбежек
закопали во дворе Аничкова Дворца.
По реставрационному плану восстановление скульптур будет производиться
в два этапа. В этом году на реставрацию отправятся две скульптуры
с южной стороны моста, которые вернутся на прежнее место через шесть
месяцев. Весной 2001 года будут начаты работы со скульптурами с северной
стороны моста. В мае "БАЛТОНЭКСИМ БАНК" совместно с Государственным
Музеем городской скульптуры и Комитетом по охране и использованию
памятников провели тендер среди строительных организаций и выбрали
самого достойного претендента для осуществления реставрации. Им стал
член Европейской ассоциации предприятий по реставрации архитектурного
наследия ООО "Интарсия".
По предварительным оценкам затраты на осуществление реставрации составят
120`000 долларов США.
Обновленный ансамбль скульптур "Укрощение коня" станет еще одним подарком
Санкт-Петербургу к его 300-летнему юбилею от "БАЛТОНЭКСИМ БАНКА".
|
|
|
|
|
Наш контактный адрес:
Тел. (812) 326 - 1434,
Санкт-Петербург, пл.Пролетарской Диктатуры, д.6
bank@baltunexim.com |
|
|
|